Вторник
21.05.2024
20:20
Приветствую Вас Гость
RSS
 
УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
             Сайт учителя начальных классов
             Колпаковой Ларисы Рафаиловны

Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [4]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 134

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Мои статьи

Ситуация постановки учебной задачи на уроках в начальной школе

Мастер- класс

«Ситуация постановки учебной задачи на уроках в начальной школе»

Слайд1 Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса «Ситуация постановки учебной задачи на уроках в начальной школе» Переход начального образования на обучение по Федеральным государственным Стандартам второго поколения требует от педагогов абсолютно нового подхода к организации обучения.

 Слайд 2. Задачи мастер-класса

          Работая многие годы в школе мы замечаем, что как бы мы ни старались – обучаются успешно только 10%. Почему?

На слайде3 мы видим процентное соотношение уровня  запоминания учащихся в зависимости от вида деятельности, с помощью которой они вовлечены в процесс познания.  Объяснение простое: только 10% людей способны запомнить и понять, то,  что они читают. И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, только тогда мы запоминаем на 90%.

     Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

Слайд4  Уже 3 год в нашей школе обучение школьников организовано в соответствии с новыми образовательными стандартами, независимо от выбранной  учителем и родителями образовательной системы. Я попытаюсь осветить новый подход к уроку в образовательной системе «Школа 2100»

Слайд 5 Сегодня мы выявили отличие традиционного и проблемно-диалогического урока. Но особо важным в структуре современного урока можно считать постановку учебной задачи учениками , исходя из ситуации к которой подвёл их учитель.

Слайд 6 Эпиграфом современного подхода к уроку могут быть слова М.М. Бахтина: «Только в диалоге развивается способность мыслить. В беседе, спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний»

Слайд7Познакомимся с тремя методами постановки учебной проблемы:

побуждающий от проблемной ситуации диалог;

 подводящий к теме диалог;

сообщение темы с мотивирующим приёмом .      

 Учебная проблема существует в 2 формах: как тема урока и как несовпадающий с темой урока вопрос, ответом на который является новое знание. Следовательно, поставить учебную проблему - это значит помочь ученикам сформулировать тему урока, либо не сходный  с темой вопрос для исследования. В своей работе я использую 3 метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приёмом . 
  Побуждающий от проблемной ситуации диалог я строю из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученикам работать творчески и развивает творческие способности. Для этого я создаю проблемную ситуацию, затем произношу  специальные реплики, которые подводят учеников к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Во время поиска решения я побуждаю учеников выдвинуть и проверить гипотезы, обеспечиваю открытие путём проб и ошибок. В формировании проблемы мне помогают такие приёмы, как открытые вопросы, рефлексивные задачи, провокации, ситуации риска, ловушки.
Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление. Нет удивления – нет диалога. Если не удаётся удивить ребёнка, то может не получиться проблемной ситуации, и ребёнок останется равнодушным к тому, что происходит на уроке. (4 класс Бунеев Родительный и винительный падежи. Способ разграничения)

Например: Урок математики 3 класс «Сложение и вычитание трёхзначных чисел в столбик»

1.Вычисли. / Создание проблемной ситуации /

 426 + 231       420 + 80            380 + 50               531 + 19

678 – 345       500 – 60             410 - 30               534 – 19

/ побуждение к осознанию противоречия /

- Справился ли ты с заданием полностью? (нет) Умеешь ли ты делать все эти вычисления? (нет)

- В чём затруднения?  (не умею вычислять устно примеры 4 столбика)

- Почему ты не справился с решением примеров 4 столбика?  (не умею +  и – трехзначные числа с переходом через разряд)

 / побуждение к формулированию проблемы /

Кто догадался, какая задача стоит сегодня перед вами?
( должны научиться решать эти трудные примеры) /Тема урока сформулирована./

- Каким способом будем вычислять эти примеры?

 / выдвижение гипотез учащимися /

- Можно сложить сначала единицы, затем десятки, а потом сотни.

- Можно к числу 531 + сначала десятки, а потом единицы

- Наверно, можно сложить эти два числа в столбик, как раньше оформляли сложение  двухзначных чисел?

Очень хорошо, принимаю все ваши версии.

- Какая будет тема урока? /«Сложение и вычитание трёхзначных чисел в столбик» /


 2)Подводящий к теме диалог (Пример)

Например, /Математика 1 класс «Признаки предметов» с 10 -11/

Проблемные задания я применяю для фронтальной работы.

Что общего у всех предметов на рисунке? По какому признаку они собраны вместе? Сделай вывод, по какому признаку предметы можно собирать в группы и разбивать на группы? ( по цвету, форме, размеру, материалу, вкусу,  назначению, запаху и т.д.) Задания на закрепление нового знания я использую для парно-групповой работы, в которой определяю роль каждого ученика.

Например, 1- Расскажи товарищу, сколько здесь фруктов, сколько здесь яблок и сколько груш?  2 – Запиши числа в окошки под каждым рисунком. Докажи товарищу верность своих записей.

Например, /Окружающий мир 1 класс/

Парная работа: Составь рассказ вместе с товарищем. Пусть он начнёт, а другой продолжит.

Задания для работы в малых группах ( со 2 – й половины 1 класса): поиграй с друзьями в такую игру. Первый игрок: « Я не могу обойтись без книги, которую печатал для меня…» Второй игрок: «работник типографии, который не может обойтись без..» - и т. д.

Выбывает из игры тот, кто не может продолжить цепочку.

В своей работе я систематически  использую  3 вида диалога:

А) диалог в большой группе (учитель – ученики);

Б) диалог в небольшой группе (ученик – ученики);

   В) диалог в паре (ученик – ученик)

 

3)Сообщение темы с мотивирующим приёмом

Специфика структуры каждого предмета обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности. В учебниках предусмотрена совместная с учителем учебно - познавательная деятельность, работа в группах, парная работа, самостоятельная работа учащихся. На уроках русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира, технологи использую задания учебника для организации фронтальной, групповой, индивидуальной  форм обучения. Сформулированные в учебнике задания позволяют использовать все эти формы при создании проблемной ситуации, при  поиске  решения проблемы, закреплении, а также во время тренинговых упражнений. Например, структура задания упр. 173 (4 класс) позволяет организовать открытие новых знаний, работая в группе, поскольку пошагово ведет детей к открытию нового («Прочитайте имена существительные. Что у них общего? На какие две группы их можно разделить? Спишите в два столбика … Какую закономерность ты заметил в написании этих существительных? Сформулируй правило самостоятельно. Как ты обозначишь эту орфограмму?... Можно ли дописать в один столбик …? Почему? Объясни.»). Задание упражнения 158 (4 класс) позволяет организовать учителю подводящий диалог в форме фронтальной работы («Предлагаем тебе провести наблюдение и вывести один из законов русского языка. … Вспомни … Напиши … Сделай вывод … Выпиши … Сравни …Что общего…? Чем отличаются…? Теперь сравни падежные окончания … Какой вывод можно сделать? … Проверь … Продолжим наблюдении. Измени …» и т.д.).

компетентности.

 

  • Слайд8 Приёмы формирования проблемы: открытые вопросы
  •  рефлексивные задачи
  •  провокации
  •  ситуации риска
  •  ловушки.
    Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление.

Слайд9 4 педогогических действия в побуждающем от проблемной ситуации диалоге: создание проблемной ситуации;

  •  побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации;
  • побуждение к формулированию учебной проблемы;
  • принятие предполагаемых учениками формулировок учебной задачи

Важную роль в организации побуждающего диалога играет создание различных ситуаций на уроке.
1. Создание «ситуации успеха».

  • Проблемную ситуацию на уроке я применяю с целью формирования мотивации в учебной деятельности у учащихся. Ситуация успеха заложена  в процессе поиска решения проблемной ситуации, который приводит к открытию нового знания.
  • Например: 3 класс. Урок русского языка.
  • Вывешиваю схемы и задаю вопрос:
  • - Что обозначают следующие схемы?
  •  ∩               ¬ ∩
  • СС               сс
  • ___            ______
  • /Удвоенные согласные буквы в слове/
  • - Умница, верно.
    - В какой части слова находятся СС?
  •  / В первой схеме удвоенные согласные находятся в корне /
  • - Правильно, верно подмечено. Как догадались?
  • / Над удвоенными согласными стоит графический знак, обозначающий корень слова /  
  • - Великолепно. Я уверена, что ты справишься и со второй схемой. 
  • - Где находится удвоенная СС?
  • / Она находится на стыке приставки и корня /
  • - Сегодня вы очень внимательны.
  • - Что будем делать с этими схемами?
  • / Наверно будем учиться писать слова с удвоенными согласными, которые находятся на стыке приставки и корня /
  • - Замечательный ответ. Я думаю, вы обратили внимание, как начерчены схемы по отношению друг к другу.
  • / Они находятся в противопоставление, напротив друг друга /
  • - Совершенно верно, уточните, что же ещё будем делать с этими схемами?
  • / Мы будем учиться различать слова с удвоенной согласной буквой в корне и на стыке слова /
  •     - Сформулируйте тему урока. 
  • / Различие и правописание слов с удвоенной согласной буквой в корне  и на стыке приставки и корня /.
  • Умницы! Чему же будем учиться? 
  • / Мы будем учиться писать слова с удвоенной согласной буквой в корне и на стыке приставки и корня /
  • Сможете справиться с этими заданиями? 
  • / Да, нет /
  • - Такие дагады, умницы, я уверена, обязательно справятся с этими заданиями.
  • - Что нужно повторить?
  • /  Части слова, понятие однокоренные слова /.
  • Я применила побуждающий диалог. Ребятам была создана ситуация успеха. После выдвижения своей версии темы урока, они хотят искать ответ на вопрос который, поставили сами. Ученики стремятся изучать тему, которую они лично сформулировали или которой, я их умело заинтересовала. У учащихся  в процессе побуждающего диалога формировались регулятивные, коммуникативные, предметные, познавательные компетентности т.е. УУД

 

Слайд10 Образец создания кластера - Имя существительное.

Слайд11 Мой кластер «Ситуация постановки учебной задачи»

Слайд12 Темы для рабочих групп

Слайд 13 Подсказка для учителей

Слайд 14 Рекомендации учителям по созданию проблемных ситуаций на уроках

Слайд 15 Примеры формирования универсальных учебных действий

Слайд 16---

Слайд 17Портрет выпускника

Слайд 18 Релаксация

Слайд 19 Спасибо за внимание

Сегодня я попыталась показать вам, что создание проблемных ситуаций на уроках не только формирует ту систему математических знаний, умений и навыков, которая предусмотрена программой, но и самым естественным образом развивает у школьников творческую активность. Ситуация затруднения школьника в решении задач приводит к пониманию учеником недостаточности имеющихся у него знаний, что в свою очередь вызывает интерес к познанию и установку на приобретение новых. Нельзя заставлять ребёнка слепо штудировать предмет в погоне за общей успеваемостью. Необходимо давать ему  возможность экспериментировать и не бояться ошибок, воспитывать у учащихся смелость быть не согласным с учителем. Всякий раз при разрешении проблемной ситуации я с удовольствием наблюдаю, как ребята не только усваивают новое для себя, но и переживают этот процесс как «открытие» ещё чего-то неизвестногоА мне на каждом уроке приходится думать о том, как ободритьученика , заставить поверить в свои силы, снова увидеть горящие глаза. Именно это заставляет меня искать что-то новое, всегда быть в поиске.

 

Подсказка

1. Создание проблемных ситуаций через умышленно допущенные учителем ошибки.

2.Создание проблемных ситуаций через использование занимательных заданий.

  3. Создание проблемных ситуаций через решение задач, связанных с жизнью.

4.Создание проблемных ситуаций через выполнение практических заданий.

5.    Создание  проблемных ситуаций через решение задач на внимание и сравнение.

6.Создание проблемных ситуаций  через  противоречие нового материала старому, уже известному.

7. Создание проблемных ситуаций  через  различные способы решения одной  задачи.

8. Создание проблемных ситуаций через выполнение небольших исследовательских заданий.

 

 

 

 

Рекомендации учителям

по созданию проблемных ситуаций на уроке

(В виде буклета).

1.Подводить к противоречию с уже известным и предлагать самим находить способ разрешения.

2. Побуждать делать сравнения, обобщения, выводы.

3. Создавать ситуации включения, используя задания, связанные с их жизненным опытом.

4. Использовать задачи с заведомо допущенными ошибками.

5. Предлагать практические исследовательские задания.

6. Отыскивать различные способы решения одной и той же задачи.

7. Излагать различные точки зрения на один и тот же вопрос.

8.Учить составлять задачи по статистическим данным своего населённого пункта.

9.Использовать тесты с выбором правильного ответа.

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: larisa (13.10.2016)
Просмотров: 2399 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz