Методическая разработка урока математики в 1-В классе по теме "Длина. Нахождение суммы длин всех сторон многоугольников" (периметр)
- Колпакова Лариса Рафаиловна учитель начальных классов
Цель урока: закрепить знания о величинах и их измерении, полученные на предыдущих уроках.
Задачи:
- Научить измерять длины сторон многоугольников и вычислять периметр; закрепление знаний о величинах и их измерении;
- Совершенствование вычислительных навыков, решение задачи по теме “Периметр”;
Учебник Л.Г. Петерсон “Математика для 1 класса”
Ход урока
Поздороваться с гостями!
Чтобы хорошо считать, нужно ум тренировать. Торопись, беги, спеши на урок математики.
- Сегодня на нашем уроке математики много гостей. Это наши педагоги школы и родители. А также сегодня вместе с нами на уроке герои известного мультфильма. Назовите их ( кот Леопольд и 2 проказника мышонка: серый Мотя, а белый Митя. )
- Находчивые мыши и мудрый кот помогут нам раскрыть новые математические секреты!
Устный счёт с котом Леопольдом. – мозговая гимнастика:
Отвечаем, кто быстрее
- Маленькая, серенькая пугливая…Кто это?
- Сколько всего ушей у 3 мышей?
- Какие животные могут так издавать звуки:
- Мурлычет…(кот) шипит…(змея)
- Мычит…(корова) жужжит …(шмель)
- Пищит…(мышь) воет…(волк)
- Фыркает…(кот) чирикает …(воробей)
Устный счёт по слайдам презентации
Чистописание 840 841 …Определи закономерность и продолжи запись
2. Математический диктант
- Запишите число, которое при счёте следует за числом 4
- Запишите число, которое при счёте следует за числом 8
- Запишите число, которое при счёте стоит перед числом 7
- Запишите число, которое на 2 меньше, чем 4
- Запишите число, которое на 3 больше , чем 4
- Запишите число, которое на 3 меньше, чем 8
- Запишите сумму чисел 3 и 4
- Запишите разность чисел 6 и 2
Ответы: 5 9 6 2 7 5 7 8
Логические задачи
Пара мышей пробежала 10 км Сколько км пробежала каждая мышь?
От дома до скамейки 5 Мотиных шагов, а от скамейки до дерева 2 Митиных прыжка. Какое расстояние от дома до дерева? (Решить задачу нельзя, т.к. использованы разные мерки!)
-О какой величине говорилось в задачах? (О длине)
- Что такое величина? (Величина- это то, что можно измерить)
- Кто помнит, какими мерками измеряли длину в старину?
- Какую общепринятую мерку узнали мы с вами?
Зашифрованное письмо для Кота Леопольда от мышат. Назовём их
(геометрические фигуры)
Четырёхугольник, прямоугольник, отрезок, замкнутая линия, круг.
Одна из этих фигур - путь от норки мышат к их кладовкам и снова в норку!
3. Поработает с другим многоугольником.
Тетрадь: стр. 4 №1 (Поможем птичкам разобраться в их споре).
– Рассмотрите многоугольник.
– Как он называется? (АБВГ)
– Как вы думаете: являются ли стороны многоугольника ОТРЕЗКАМИ?(выслушать выводы учащихся)
– А сейчас я покажу фокус – кто из вас прав (модель из полосок 4-х угольника).
– Кто же был прав? (Кто считал, что стороны являются отрезками).
– Давайте измерим стороны.
– Какую единицу измерения длины вы знаете? (СМ)
Измеряем стороны и записываем в тетрадях и на доске:
АБ = 1 см
БВ = 5 см
ВГ = 3 см
АГ = 4 см.
– Сравните длины сторон. Что о них можете сказать?
4. Теперь назовите фигуры, которые вы видите в задании № 2.
Квадрат, 4-х угольник, прямоугольник
Треугольник
Многоугольник, 6-ти угольник
– Измерьте стороны квадрата (3 см)
– Что заметили?
– Измерьте стороны треугольника (4 см)
– Что получилось?
– Измерьте стороны последней фигуры (2 см)
– Что заметили сейчас?
– Какой вывод можем сделать? (правильные многоугольники, одинаковой длины стороны)
– А какой вывод можем сделать по 1 и 2 заданию?
5. Итак, мы познакомились с многоугольниками, имеющими разные длины сторон и многоугольниками, имеющими равные длины сторон.
Проказники – мышата очень лубят танцевать и приглашают вас на танцевальную физминутку
Физкультурная пауза (под музыку).
Выполнение задание № 3 на стр. 4
– Какая это фигура?
– А попробуйте найти в окружающей обстановке предметы прямоугольной формы (парты, доска, книги, дверь, тетради, пеналы, линейки…)
– Измерим длины сторон этого прямоугольника
– Что заметили?
– Какие стороны равны? Чему равны?
Запишем в тетрадь и на доске
АБ = ВГ = 2 см
БВ = АГ = 4 см
(Ученики записывают на доске).
Посмотрите в тетрадь. Как называется большая сторона?
Длина (табличка на доску под вагончики).
– Сколько у нас таких сторон?
– А как называется меньшая сторона?
Ширина (табличка на доску под вагончик).
– Сколько их?
– Как расположены 2 длины и 2 ширины по отношению друг к другу? (одна под другой, напротив)
Противоположные стороны (табличка).
– Повторите по табличкам (хорошо).
6. А давайте попробуем найти сумму длин всех сторон нашего прямоугольника.
– Кто догадался, что это значит “найти сумму длин?” (сложить все стороны).
Запишем на доске: 4 см + 2 см + 4 см + 2 см = 12 см
(По одному на доске).
– Хотите узнать: каким интересным коротким словом называется “сумма длин сторон многоугольника”.
Вредные мыши зашифровали это слово от кота! Поможем!
- (П) 6-3=3 (р) 3+1=4 (И ) 8-3=5 (М) 4-2 =2 (Е) 9-2=7 (Т) 5+3=8 (Р) 7-1=6 Е
– Какое слово получилось? (Периметр)
– А кто запомнил, что это слово означает?
7. Молодцы, хорошо поработали. Можно немного отдохнуть. Гимнастика для глаз
– Посмотрите на свои парты. У вас тоже есть квадраты и прямоугольники.
(На партах лежат квадраты – красные, жёлтые, зелёные; цвет с 2-х сторон).
– Найдите периметр ваших фигур.Работаем дружно парами, как нас учит Кот Леопольд. А что такое периметр? (работа в парах)
– Чему равен периметр?
– А как вы находили? (измеряли; 1 раз измеряли)
– А как же получилось, что у каждого ряда разный цвет квадрата,
А периметр одинаковый?
Вывод: цвет не важен, а важна длина стороны квадрата.
8.
– Можем ли мы сказать, что Периметр – это целое? (на доске модель квадрата)
– Тогда чем будет являться длина каждой стороны фигуры? (частью)
– А теперь займёмся решением геометрической задачи на нахождение части
Стр. 5, №5 (модель треугольника развернуть).
Решение геометрической задачи на нахождение части.
а)
- Работа с текстом задачи;
- Самостоятельное чтение задачи;
- Читает один учащийся.
б)
- Что известно в задаче?
-Чем является периметр в задаче?
- Какие части известны? Что находим? Как?
в) Заполняем схему в тетради и на доске.
г) Решение в тетрадях и на доске: 7-2-2=3 (см)
д) Запись ответа.
А есть другой способ решения 7-(2+2) = 3 (см)
9.. Давайте подведём итог нашего урока.
– В какой стране побывали?
– Что нового узнали на уроке? (открытия, выводы)
– Чему научились?
10. Кот Леопольд дает нам своё пожелание: Ребята, давайте жить дружно!
Учитесь все на отлично.
Спасибо за урок!
|